Франшиза в тренде

Поиск авиабилетов онлайн

Франшиза в тренде

В ЦФО вырос спрос на приобретение прав работать под успешным брендом

Текст: Татьяна Ткачева

Сервисы доставки, бухгалтерские услуги, аптеки и медицинские лаборатории расширили свою сеть на фоне «антивирусных» ограничений в экономике. Новые игроки выходят на рынок под проверенными брендами, покупая франшизы успешных проектов. По прогнозу Российской ассоциации франчайзинга, этот рынок в 2021 году может вырасти почти на четверть за счет малых и средних предприятий. Какие ниши считаются перспективными и что отличает качественную франшизу от лохотрона, выясняла «РГ».

В целом по стране эпидемия COVID-19 «скосит» примерно пятую часть компаний, которые прежде работали по франшизе. Прежде всего это коснется общепита и туристического бизнеса, рассказал в интервью «РГ» директор ассоциации Юрий Михайличенко. Вместе с тем спрос в сфере услуг восстановится быстро, а значит, салоны красоты, фитнес-центры, химчистки и непродовольственные магазины смогут продолжить развитие. В период самоизоляции подскочил спрос на франшизы детских языковых центров и услуг для бизнеса, добавил эксперт.

Бесспорный бум случился в сфере доставки, поскольку подвозить товары до двери пришлось даже тем, кто всегда делал ставку на личный контакт с клиентами «на своей территории». И пока одни предприниматели пробовали себя в роли грузчиков и курьеров, другие вкладывались в готовые сервисы. Спрос на бизнес в сфере e-grocery стал ажиотажным, отметил управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис:

— За пять лет мы открылись по модели франчайзинга в 11 городах. А с начала марта получили более 500 заявок на франшизы из разных регионов России — это в десять раз больше, чем в докоронавирусное время. Максимальный спрос пришелся на апрель. Франшизы, которые запустились в регионах во время пандемии (и одновременно падения рубля), окупались за один-два месяца вместо обычных 6-12 месяцев. Всего с начала 2020 года наш сервис стал доступен в 30 городах, до конца декабря планируем открыть еще более 20 филиалов. Заявки поступают не только из миллионников, но и из сравнительно небольших населенных пунктов, где проживает 150-300 тысяч жителей (например — Пятигорска и Стерлитамака). В Воронеже igooods открылся в конце апреля, когда спрос на доставку продуктов вырос в 15 раз.

Всплеск интереса к франшизам подтвердил и воронежец Роман Кубанев, чья УК помогает партнерам открывать аптеки с нуля или модернизировать готовые объекты под брендом «Фармия»:

— К середине лета мы фактически выполнили годовой план по приросту бизнеса во франчайзинге. И дальше прогнозируем уверенный рост. Впрочем, такая динамика связана не столько с пандемией, сколько с новациями в законодательстве. С 1 июля стало невозможным применение ЕНВД при розничной продаже лекарств, подлежащих обязательной маркировке. Этот режим ранее использовали многие аптеки, относящиеся к малому бизнесу, и для них изменения стали болезненными. Отсюда и стремление коллег по всей России примкнуть к более крупным сетям. Недавно мы, например, открыли аптеку в Пскове.

Читайте также  Заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока

В последнем рейтинге франшиз в топе были пиццерия «Папа Джонс» и несколько других представителей HoReCa, но по итогам года статистика может измениться, считает гендиректор коммуникационного агентства PR Partner (Москва) Инна Анисимова.

— Общепит и так был ограничен многими требованиями, теперь стало еще сложнее. Сейчас точно не стоит туда рваться. Может выстрелить туризм, нестандартные путешествия, — предположила Анисимова. — В 2019-м я сама инвестировала в капсульный отель сети Log Inn, диверсифицировала вложения. Коронавирус свел доходы под ноль, но продавать долю пока не планирую. Инвестиции в чужой бизнес — это, во-первых, способ увеличить капитал. Во-вторых, возможность развиваться, узнавать о ситуации на рынках, вдохновляться чужими идеями. И наконец, шанс поддержать коллег-предпринимателей.

Тем временем

После ослабления режима самоизоляции в Центральной России почти в два раза выросли обороты у спортивных магазинов и турагентств, которые наконец вернулись к привычному формату работы. Об этом говорит анализ обезличенных данных о платежах с карт «МТС Банка» и покупках в магазинах, подключенных к сервису «МТС Касса». Июньские показатели сравнили с майскими.

У продавцов товаров и услуг во всех категориях средний оборот вырос на 27 процентов. При этом у химчисток он увеличился на 89 процентов, аптек и магазинов одежды и обуви — более чем на 70. Активный прирост поступлений от клиентов в целом по ЦФО был отмечен в салонах красоты, магазинах автотоваров и техники, косметики и товаров для дома.

В Воронежской области наибольший — двукратный — прирост числа транзакций показали юридические консультации. Также повышенным интересом жителей региона пользовались копицентры и химчистки, где платежей стало на 60 и 52 процента больше. Воронежцы стали активнее тратиться на авиабилеты и каршеринг, сувениры, одежду и обувь. Небольшой, но приятный рост количества покупок (на уровне 14-17 процентов) отмечен также в магазинах техники и книг. А вот интерес населения к супермаркетам упал. Количество транзакций в них за июнь снизилось на 36 процентов. Впрочем, это можно объяснить эффектом высокой базы: в последний месяц весны из-за обилия выходных и праздников люди традиционно «спускают» больше денег на еду.

Читайте также  Дубай, ОАЭ. Авиакомпания Emirates объявила о возобновлении рейсов в Аккру (Республика Гана) и Абиджан (Кот-д'Ивуар) с 6 сентября 2020 года. Благодаря возобновлению рейсов по этим двум направлениям маршрутная сеть Emirates охватит 11 городов Африки.

Что должен знать франчайзи?

Алексей Башук, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма» (Курск), патентный поверенный РФ № 2151

Первое, на что стоит обращать внимание при выборе франшизы, — это предмет договора. Именно в этом разделе будет указано, что именно продает нам франчайзер.

По-хорошему, франчайзер должен заключать договор коммерческой концессии. По нему фирма передает вам право работать под своим товарным знаком — брендом, зарегистрированным в Роспатенте. В договоре, который может занимать несколько десятков страниц, прописаны конкретные обязательства — по передаче документов, рекламе, обучению сотрудников и выстраиванию бизнес-процессов.

Некоторые заключают с франчайзи договор комплексной предпринимательской лицензии. Это более-менее нормальный вариант. Но надо смотреть, чтобы у компании-франчайзера был зарегистрирован торговый знак. Иначе может оказаться, что бренд франшизы ей на самом деле не принадлежит. Допустим, я из Курска без регистрации товарного знака продаю франшизу в Воронеж, а такое же название зарегистрировано как товарный знак незнакомым мне предпринимателем из Костромы. Товарные знаки действуют на территории всей РФ — получается, я сам нарушаю права владельца, и все мои франчайзи тоже становятся нарушителями. Правообладатель может потребовать с каждого от 10 тысяч до пяти миллионов рублей. По максимуму не накажут, но тысяч 300-600 могут взыскать.

К сожалению, подчас за франшизой стоит просто договор оказания образовательных услуг в сфере бизнеса. То есть для вас просто проведут семинар или мастер-класс по организации работы предприятия, а дальше вы уже сами, ответственности франчайзер никакой не несет. Иногда покупателям франшиз предлагают договор о «совместном ведении бизнеса». Это тоже сомнительная схема.

Если франчайзер безответственно относится к документам в своем бизнесе, то есть риск, что он небрежен и во всем бизнесе. Либо он открыл дело недавно и сам не во всем разобрался. С таким франчайзером я бы работать не стал.

По моему личному опыту (судя по тем договорам, которые нам присылают для проверки), около десяти процентов франчайзеров — махровые мошенники: просят переводить деньги на «Яндекс.Кошелек», общаются только в скайпе, давят на срочность («последняя франшиза, покупай быстрее, а то другие заберут!»). Это явно повод остановиться. Нормальный франчайзер будет изучать будущего партнера едва ли не более внимательно, чем тот — его.

Процентов 20 — просто плохие франшизы. У таких компаний бизнес идет плохо, систематизация процессов нулевая… Бывает, собственник даже не может ответить на вопрос: «Чем вы отличаетесь от конкурентов?» Иногда люди пытаются продавать франшизы на еще не запущенный бизнес.

Читайте также  Дубай, ОАЭ. Авиакомпания Emirates разъяснила правила получения разрешений на возвращение в Дубай резидентов страны, застрявших за границей после прекращения международного авиасообщения на фоне вспышки коронавируса в марте 2020 года.

Треть случаев — пограничные: компания развивается нормально, и руководство решает продавать франшизы. Но при этом люди не понимают, что одно дело запустить кафе самому, другое — продавать франшизы кафе. Это совершенно другой сегмент со своими правилами. Иногда бизнес даже разбивают на два юрлица: условно, ООО для кафе и головная УК для франчайзинга. Каждая структура имеет свой штат, возможно, даже офисы в разных местах. А предприниматели пытаются замкнуть все на себе: и кофейней управлять, и франшизы продавать.

Примерно пятая часть историй — это когда владелец успешного бизнеса вдумчиво подходит к выходу на франчайзинг. Регистрирует торговый знак, выверяет договор. Например, так поступил один мой доверитель — владелец бара в Новосибирске, который работает пять-шесть лет. Он попросил составить ему правильный договор, еще не продав ни одной франшизы. В таких бизнесах условия сотрудничества будут лучше, чем там, где торговля франшизами поставлена на поток.

У десяти процентов франчайзеров все отлично и с основным бизнесом, и с франшизами. И они тщательно отбирают новых партнеров, понимая, что если франчайзи совершит ошибку и пойдут негативные отзывы, то это испортит имидж компании. А добросовестному франчайзеру это невыгодно, ведь он зарабатывает скорее с роялти, чем с паушальных взносов.

Наконец, оставшиеся десять процентов — это титаны франчайзингового бизнеса вроде McDonald»s или KFC. Между ними и остальными игроками рынка — гигантский разрыв. С документами там наверняка проблем не будет, но чтобы запустить «элитную» франшизу, потребуется инвестировать несколько десятков миллионов рублей и провести огромную работу.

Обобщая, можно сказать, что треть франшиз, с которыми я сталкивался, — это неблагополучные истории бизнеса, еще треть — истории рискованные именно с точки зрения покупки франшизы. Остальным франчайзерам можно было доверять.

Потенциальные франчайзи, которые к нам обращаются, в основном выбирают то, что не требует глубокой специализации: магазины, барбершопы, клининговые компании, автомойки, автомагазины, компьютерные клубы. И это естественно. Самая большая проблема франшиз в том, что в них сложно выстроить систему контроля качества. Например, некоторые юридические компании продают свои франшизы. Да, это позволяет увеличить объемы продаж, но количество не всегда равносильно качеству. И я, например, не стану делать франшизу своей фирмы, которая занимается интеллектуальной собственностью: товарными знаками, патентами, договорами. Нам проще из Курска работать с доверителями по всей стране, чем поручать это коллегам на местах, не имея возможности лично просматривать, что и как они делают.